19:36 

К 75-летию премьеры фильма "Георгий Саакадзе"

Змей
СТАЛИНСКИЕ ПРЕМИИ ЗА РАЗГРОМ

В разгар Великой Отечественной войны в советский кинопрокат вышел исторический боевик о победе врагов народа


Советские исторические ленты эпохи Иосифа Сталина на первый взгляд кажутся снятыми по одному сценарию. Правители (Александр Невский, Иван Грозный, Пётр Первый) или полководцы (Суворов, Кутузов, Ушаков, Минин с Пожарским) при поддержке простого народа побеждают иноземных захватчиков и доморощенных предателей.

Однако 75 лет назад на экраны вышла первая серия фильма Михаила Чиаурели о сокрушительном поражении главного героя - грузинского военачальника Георгия Саакадзе. Это единственная советская картина, которая получила две сталинских премии, и где печальный конец предписан вождём лично. Ознакомившись с двумя вариантами сценария, главный кинозритель СССР писал, что победный финал «не соответствует исторической действительности... Грузия времен Саакадзе ещё не успела созреть для такой политики, то есть для её объединения в одно государство путем утверждения царского абсолютизма и ликвидации власти князей. Причина ясна: князья и феодализм оказались более сильными, а царь и дворянство — более слабыми, чем предполагал Саакадзе».

Всё правильно, но для чего делать главным героем именно неудачника? Зачем устраивать премьеру картины о нём 14 ноября 1942 года, когда положение на фронтах и так не радовало? Что мешало заказать съёмки историй победоносных царей Грузии, вроде Давида Строителя или его внучки Тамары?

Сомнительна и сама фигура моурави (царского наместника) Саакадзе, который то сражался против поработителей Грузии — турок и персов, то воевал на их стороне. В итоге турки, подозревая ненадёжного вассала в очередной попытке перебежать к персам, его и прикончили. Кем он был на самом деле: вынужденным использовать внешние силы патриотом, как считали Сталин и автор сценария фильма Анна Антоновская? Или беспринципным авантюристом, не брезговавшим прямым предательством? Точного ответа нет до сих пор.

В шеститомной исторической эпопее Антоновской «Великий Моурави», попытка опереться на турок и персов оправдывается. Грузия мала и слаба, Россия далеко, поневоле приходится играть на стороне одного из врагов против другого. Сталин внимательнейшим образом прочёл роман, исписал поля десятками комментариев и согласился. В замечаниях к сценарию Антоновской он указал «Саакадзе чувствовал эту внутреннюю слабость Грузии и вознамерился перекрыть её привлечением к делу внешней (иностранной) силы», а на встрече с грузинскими историками отметил: «Принцип приемлемости или неприемлемости обращения к внешней силе определяет цель. Если оно служит прогрессивной цели, приемлемо, и наоборот».

Но парадокс: в романе «Великий Моурави» эта мысль одна из основных, сам Сталин её вроде бы разделяет, а в фильме мы видим совершенно противоположное. Эпизоды с переходом Саакадзе на службу к туркам и бунтом при их поддержке против законного царя Теймураза там отсутствуют вообще. Его же попытка использовать против князей персидскую армию завершается жестоким унижением. Главный враг Саакадзе - Шадиман Баратишвили - предъявляет ему охранную грамоту персидского шаха Аббаса, и моурави бежит от ворот неприятельского замка как побитый пёс. Да, потом он громит персидскую армию, не пожалев даже сына, которого державший его в заложниках Аббас казнит, а голову отсылает отцу. Только торжество недолговечно. Церковь уже прокляла моурави как предателя, смущённый народ безмолвствует, и князья наносят смертельный удар в спину.

Противостояние Саакадзе (в исполнении Акакия Хоравы) и Баратишвили, которого блестяще сыграл Серго Закариадзе, — самая интересная линия картины. Пожалуй, нет другого фильма сталинской эпохи, где злодей настолько превосходил бы главного положительного персонажа. Закариадзе, без сомнения, великий актёр. Почти невозможно поверить, что Шадимана сыграл человек, покоривший сердца сотен миллионов зрителей в «Отце солдата». Однако и роль ему досталась, о которой можно только мечтать. Баратишвили подл, жесток, высокомерен, рожа у него отвратная — но насколько этот мерзавец умнее своего врага! Он дважды громит Саакадзе, застигнув его врасплох. Манипулирует окружающими, переманивая на свою сторону даже родственников противника. Ну а сцена с шахской грамотой, которую Шадиман не вручает лично, а посылает через холопа, не переставая выпивать и закусывать, вообще троллинг высочайшего уровня.

Герой Хоравы, напротив, благороден и отважен, но часто просто глуп. С соратниками общается исключительно пафосными лозунгами. Проморгав внезапное нападение Баратишвили в начале ленты, торжественно наступает на те же грабли в конце (Разведка? Охранение? Нет не слышали!) И самое главное: заговорщиков под носом не замечает, отчего и гибнет.

Что должны подумать уходящие из кинозала зрители? Правильно: насколько был мудр товарищ Сталин, который успел придавить перед войной троцких с тухачевскими! Не передавил бы — маршировали бы немцы по Москве и Ленинграду ещё в сорок первом!

Внимательно пересмотрев вышедшего ранее «Александра Невского» Сергея Эйзенштейна, видишь, что наряду с князем творцом победы там является народ. Тысячи жителей Новгорода, вопреки проискам бояр и агентов крестоносцев, вооружаются под песню «Вставайте, люди русские!» Они же ставят Александра во главе войска и воюют не только мечами, но и головой. Надев плащ и шлем тевтонского рыцаря, Вася Буслаев атакует врагов сзади и помогает проломить их строй. Дедушка-оружейник (у которого «коротка кольчужка») выдал байку, как заяц лису в ловушку заманил да застрявшую невинности лишил, и натолкнул князя на победный план сражения. Даже одна из девушек вышла на бой рядом с Буслаевым и тем покорила васино сердце.

В «Георгии Саакадзе» — наоборот. Ладно, женщины там беспомощны, но и с мужиками не всё в порядке. Призвал их моурави воевать — пошли. Выступили против князья с церковниками — многие встали на их сторону. А самим подумать, не говоря о том, чтобы лидеру дельный совет дать? Скажем, собрать баратишвилевскую братву на пирушку да перерезать…

Интересно сравнить работу Чиаурели с вышедшим вскоре после смерти Сталина советско-албанским фильмом Сергея Юткевича «Великий воин Албании Скандербег». В нём события также происходят в маленькой стране, отражающей нашествие турок, правителя Албании, тоже Георгия, но по фамилии Кастриоти и по прозвищу Скандербег, играет тот же Хорава, среди его партнёров - земляки из грузинской дилогии (Серго Закариадзе хорош в роли циничного и скептичного греческого историка Лаоникуса). Тем не менее, картина, снятая по всем канонам сталинского кино, получилась совсем иной. И по внешним признакам (короче, динамичнее, не перегружена песенно-танцевальными вставками, до сих пор восхищает яркими красками трофейной немецкой киноплёнки), и в сути раскрываемых образов.

Первое отличие — представители Запада. В «Георгии Саакадзе» европейские послы — безобидные клоуны. В советско-албанской картине дож Венеции в крышесносящем исполнении Александра Вертинского появляется на неполные три минуты, а его подручные на пять, и в них умещаются все происки мирового империализма. (Всё логично: союз с Великобританией и США развалился, в самом разгаре «Холодная война»).

Совсем по-иному выглядят и албанские борцы с захватчиками. Их лидер не только красив и отважен. Он ещё и умён, грамотно подбирает команду, и понимает важность пропаганды. На последних минутах действия к уже старому и больному правителю Албании приходит слепой музыкант. Скандербег предлагает ему коснуться себя, но подсовывает здоровенного молодого стражника. Музыкант трогает и уходит, уверившись, что государь — могучий богатырь, который перескакивает на коне пропасти и рассекает мечом скалы. Так до конца своих дней петь и будет, а за ним другие.

Коварную Венецию Кастриоти использует с выгодой для себя, вынуждая поставлять оружие и отбирая ранее захваченный венецианцами важный порт Шкодер. Знает он толк и в интригах, бывая жесток даже к своим. Чтобы помирить два враждующих рода, он женит их детей, разлучая прелестную девушку с любимым. И та соглашается — долг княжеской дочери. (Оцените: коммунистическое кино воспело династический брак по расчёту. Тогда как монархисты рыдают по Николаю II, который, презрев государственные интересы и волю родителей, женился по любви на особе, не сумевшей родить здорового наследника престола, но изрядно приблизившей революцию).

Прекрасная половина человечества в фильме про албанского Георгия — не стая жалобно квохчущих куриц, как в экранной истории его грузинского тёзки. Пожертвовавшая семейным счастьем княжна становится воином и в последнем сражении гибнет на руках уже поседевшего бывшего жениха. Жена Скандербега мирит его соратников и заботится об урожае, заодно присматривая за здоровьем и безопасностью мужа — заставляет лекарства вовремя принимать, а чтобы венецианский лекарь отраву не подсыпал, велит ему самому микстуру глотать… Неудивительно, что вождь Албании умер непобеждённым.

Символично, что в том же 1942-м на театральных сценах, а год спустя и на экране появилась пьеса Александра Корнейчука «Фронт». Основной антигерой пьесы — командующий фронтом Горлов, как и Саакадзе, храбрый и честный человек, но безумно заносчив и безнадёжно туп. Результат закономерен — почти проваленная операция и тысячи погибших, включая собственного сына. Ситуацию спасает талантливый командарм Огнев, превративший выход своей армии из окружения в разгром немцев. В Кремле делают выводы, и Огнев сменяет бездарного комфронта.

Ну а два года спустя театральное действие стало реальностью. Командующий 3-го Украинского фронта Фёдор Толбухин и командующий конно-механизированной группой фронта Исса Плиев использовали очень похожий маневр в Дебреценской операции. Возможно видели пьесу и вдохновились… Интересно, на что могут вдохновить современные историко-патриотические шедевры?
apn-spb.ru/publications/article27331.htm

17:23 

Творчество Юрия Макаренкова: акварели и экслибрисы

Хозяйка книжной горы
Еще одна выставка в Белом зале -- нижегородской художника Юрия Николаевича Макаренкова.

Юрий Макаренков родился в 1942 г. Окончил факультет дизайна Высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной (1963-1969), которому теперь присвоено имя Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица. В шестидесятых годах художник участвует в международных и всесоюзных выставках экслибриса, что принесло ему имя в искусстве и многочисленные заказы. С начала 1990-х годов, будучи председателем Горьковского общества экслибрисистов, Ю. Н. Макаренков увлекается акварелью. Своим жанром художник выбрал пейзаж. С 1995 года он становится членом Союза художников России.

@темы: Белый зал, Выставки, Художники

17:09 

Что год грядущий нам готовит: новогодняя выставка

Хозяйка книжной горы
Новый год все ближе и в честь него в Белом зале Нижегородской областной библиотеки открылась праздничная выставка. На выставке можно познакомиться с литературой по истории Нового года, праздничными традициям разных стран мира, подборкой полезных советов по украшению дома и организации новогоднего стола. А любители истории оценят старинные календари XIX века, коллекцию журналов мод 1950-1980-х гг. и хронику проведения Горьковских елок в Нижнем Новгороде начала XX в. Выставка будет работать до 15 января.
Добро пожаловать в библиотеку!

@темы: Белый зал, Выставки, Добро пожаловать!, Праздники

16:43 

Доступ к записи ограничен

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

15:34 

lock Доступ к записи ограничен

Рене
Поцелуй Маджолины превратил часть Муй-муев в злобных Буй-буев.
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

15:13 

lock Доступ к записи ограничен

Рене
Поцелуй Маджолины превратил часть Муй-муев в злобных Буй-буев.
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

14:12 

О, можно будет глянуть.

Волчица Юлия
По-своему положительный персонаж. (с)
Декcтер Флетчер закончит «Богемную рапсодию» вместо Брайана Сингера
Постановщик спортивной драмы «Эдди Орел» заменил уволенного режиссера.
5 декабря студия Fox уволила Брайана Сингера с поста режиссера биографического фильма о группе Queen. Сегодня стало известно, что работу над «Богемной рапсодией» продолжит Декстер Флетчер («Карты, деньги, два ствола», «Братья по оружию»).

читать дальше
читать дальше
(с) www.kinopoisk.ru/news/3089247/?utm_source=twitt...
Во всяком случае "Эдди Орла" товарищ Флетчер не запорол (хотя проглядывал там фирменный стиль как бы продюссера Меттью Вона), так что может и тут будет что посмотреть.

@темы: Кино

07:20 

Люк и Лея.

Волчица Юлия
По-своему положительный персонаж. (с)
22:13 

Злободневный анекдот

Волчица Юлия
По-своему положительный персонаж. (с)
xxx: прокси и впн тоже что ли запретят?
yyy: я что-то представил:
юзер печатает в поисковик: "скачать тор"
*громкий стук в дверь*
юзер быстро допечатывает: "и локи фанфики ДЖЕН"
*стук прекращается*
- смотри тут у меня! - строго говорит голос из вентиляции. всё затихает.
m.pikabu.ru/story/otvyol_ugrozu_5542512

@темы: Анекдоты

22:04 

lock Доступ к записи ограничен

Fujin!!
человек человеку - свет
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

19:20 

Мой самый любимый британский актер и британская актриса.

Волчица Юлия
По-своему положительный персонаж. (с)
17:52 

lock Доступ к записи ограничен

*Trisha*
" Ага, фея." (с)
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

16:42 

ВНИМАНИЕ! Сегодня в ночь дайрики отключат для копирования данных.

Волчица Юлия
По-своему положительный персонаж. (с)
10.12.2017 в 16:28
Пишет Diary Spirit:

Отключение сайта сегодня ночью
Мы подготовили бэкапный (он же тестовый) сервер.
11 декабря с 1 часа ночи до 5 часов утра (по московскому времени) сайт будет отключен для копирования на него всех баз данных.

URL записи

@темы: дайри

14:13 

lock Доступ к записи ограничен

sonorite
Всех убивать нельзя, кто же останется страдать?! ©
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

10:15 

Магическая ёлка

Алькор
Так давайте выпьем за то, что в галактике есть мы!
07:01 

lock Доступ к записи ограничен

Рене
Поцелуй Маджолины превратил часть Муй-муев в злобных Буй-буев.
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

05:16 

lock Доступ к записи ограничен

Рене
Поцелуй Маджолины превратил часть Муй-муев в злобных Буй-буев.
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

01:36 

lock Доступ к записи ограничен

sonorite
Всех убивать нельзя, кто же останется страдать?! ©
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

00:03 

Хотела бы я так

Белочка Тилли
"Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит ... под парами"
Лежать, балдеть, и чтоб тебя чесали. Любили бы только за то, что ты есть. Правда, для этого надо быть котом...


19:26 

lock Доступ к записи ограничен

Крейди
Тупая биттенфельдовщина. Секс, алкоголь, пончики
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

Солнечная комната

главная